МЕДАЛИ НЕ ПАХНУТ ?..

Я в восторге от Нью-Йорка города.

МЕДАЛИ НЕ ПАХНУТ ?..Но кепчонку не сдеру с виска.

У советских собственная гордость:

На буржуев смотрим свысока.

В.В. Маяковский «Бродвей» (1925)

 

В «Песне о соколе» Максим Горький воспевал: «Безумству храбрых поём мы песню!» Красиво. Громко. Но не хочется, чтобы эти строки стали молитвой по храбрецам, которым не хватило ума поберечься от явной опасности. Предпочитаю храбрых, побеждающих с умом. Безумным не поют, их отпевают.

Чемпионат мира 2021 года рождался в тяжелейших муках и проходил как на войне: каждый участник мог получить тяжёлое ранение под безжалостным огнём террористов–мутантов всепланетного коронавируса Аль-КОВИДА. История войн, начиная с самых первых, учит: выживают опытные и осторожные. Рыцари шли в бой с закрытым забралом.

Позволить себе не проводить чемпионат мира во второй раз подряд Международный Союз конькобежцев не мог: отмена ЧМ-2020 и ЧЕ-2021 катастрофически сказалась на финансах ISU, который должен из полученных за рекламу и трансляции фигурного катания дотировать и конькобежный спорт, и шорт-трек, и синхронное катание. Нельзя также забывать расходы на конгресс ISU, на проведение судейских семинаров и, разумеется, на содержание собственного аппарата.

Да и отмена двух чемпионатов сезона поставила бы перед ISU трудно разрешимую проблему: как по минимальной справедливости и без максимальных скандалов отобрать участников Олимпийских игр 2022 года?

В большинстве своём настроение у фигуристов и фигуристок разных стран было боевым по одной простой причине: детство и юность каждого из них было, как сейчас говорят, заточено на участие в Зимних Олимпийских играх 2022. Жизнь на высоте Олимпа коротка, и в 2026 году шансы на победу у них будут даже не минимальными, а микромальными.

Так что компания в Стокгольме, несмотря на «пузырь», как говорится, собралась лихая, но из-за их спин, подозреваю, был слышен заразительный смех незваных болельщиков.

В понедельник, 22 марта, Оргкомитет чемпионата уточнил количество стран и участников. 33 юноши из 26 стран, 39 девушек из 33 стран, 24 спортивные пары из 17 стран и 32 танцевальных дуэта под флагами 24 стран. Прошу прощения, я ошибся. Одна делегация была лишена права бороться и побеждать под государственным флагом, смирилась с унижением не оскорбившись и выступала как команда не Российской Федерации, а Федерации фигурного катания на коньках России — общественной организации. Не уверен, что на такое унижение согласились бы спортивные делегации Китая, США, Южной и Северной Кореи, Франции, Украины и других стран. А также Советского Союза, если верить Владимиру Маяковскому – в отличие от российских, у советских собственная гордость была. Даже фигуристы из т.н. «барановых республик», вся связь которых со «своими» странами ограничивалась лишь купленными вторыми паспортами этих республик (подарками от любящих родителей), выступали под их государственными флагами.

Не везёт сегодняшней России с руководителями спорта.

ПОЛОЖЕНИЕ ФРОНТОВ ПЕРЕД БОЕМ

Бои проходили на четырёх открытых фронтах и на одном закрытом. О закрытом когда-нибудь напишут историки, мы ограничимся мужским одиночным, женским одиночным, парным и танцевальным.

ТРИ ДЕВИЦЫ ПОД ОКНОМ

Первой пошла в атаку ударная группа FSR в составе Александры Трусовой, Елизаветы Туктамышевой и Анны Щербаковой. Елизавета представляла школу А. Мишина, Анна – группу Э. Тутберидзе, Александра – академию РиК, куда дезертировала от Тутберидзе.

Туктамышева стартовала в предпоследней группе и показала блестящую женскую короткую программу. Трусова, как и следовало опасаться, шла в бой как Матросов на амбразуру, короткую смазала и заняла 12-е место из 37 участниц (две девушки, Мае Беренис Мейте из Франции и Йи Христи Леунг из Гонконга, с соревнований снялись). Дмитрий Михайлов, наверное, хороший тренер, но, как говорила в одном старом советском фильме героиня Нонны Мордюковой, не орёл!

Анна Щербакова довела до сведения urbi et orbi, что в школе Тут-Гле-Дуд, наконец, дозрели до понимания важности катания и довели до совершенства способ научить ему своих подопечных. Щербакова была хороша, таблицу в короткой возглавила. А Туктамышеву со второго места на третье сдвинула японка Рика Кихира.

Из остальных участниц мне понравилась швейцарская фигуристка Алексия Паганини – её вращение напомнило мне землячек Алексии – Дениз Бильман, Натали Криг и Люсинды Ру. Помню, на каком-то из чемпионатов мы с телекомментатором Сергеем Ческидовым спросили президента федерации фигурного катания Альпийской Республики: в чём секрет такого блестящего вращения? Ответ быт прост и понятен: швейцарские фигуристы тренируются на высокогорных катках, где совсем иное давление воздуха. Крутиться легче, прыгать сложнее. Паганини тоже владеет не всеми сложными прыжками.

Ещё мне понравилась Эва-Лотта Киибус, ученица Анны Леванди, с которой мы знакомы ещё с тех пор, когда она сама как Анна Кондрашова каталась у Эдуарда Плинера и имела реальный шанс стать чемпионкой мира.

На исполнение произвольной программы Трусова выходила первой в предпоследней стартовой группе, Туктамышева и Щербакова – в последней.

Нет никаких сомнений в том, что Трусова – столь же талантливая, сколь и своенравная фигуристка – примет все усилия для того, чтобы выиграть произвольную программу и взойти на пьедестал.

Но главной борьбой, разумеется, занимались две последние группы, «двенадцать разгневанных женщин», и первой из них на лёд вышла Александра (Ма)Трусова. Девушка заявила пять четверных прыжков, а справилась только с двумя, да и всё остальное исполнила не самым лучшим образом. Но часть её ошибок техническая бригада просто не заметила. Может быть, им залепили глаза чем-то материально непрозрачным? Выступавшая вслед за ней Ольга Микутина прокаталась, пожалуй, ровнее и красивее, но была поставлена ниже Трусовой – Австрия уже много лет к медальным странам не принадлежит.

А потом поведение бригады технических надзирателей изменилось так, как будто бы их или напугали, или подкупили. Усталые фигуристки тоже наделали ошибок, но если оценки Трусовой снизили по минимуму, то ошибки её соперниц карались жёстче. Японка мирового класса, Рика Кихира, в короткой вторая, в произвольной была опущена на девятое место и в итоге оказалась седьмой. Правда, было видно, что Рике не хватает сил. Не пожалели и кореянку Йелин Ким, пятую после короткой программы. За ошибки (4 недокрута), которые перемежало неплохое катание, её с 5 места в короткой опустили в произвольной на 13-е и дали закончить лишь 11-й. Поэтому Трусову с 12-го места в короткой программе долго держали в произвольной на первом. Мне показалось странным, что при выводе оценок следующим за ней фигуристкам одна камера показывала слегка обледеневший «уголок поцелуев и слёз», а другая – сидящую «за кулисами» в гордом одиночестве Александру. Девица внимательно следила за перемещением тех, кто после короткой стоял неизмеримо выше неё, на более низкие позиции, и улыбалась глазами. Остальная часть лица пряталась под маской. Не хочу ни в чём её обвинять, но смеющиеся глаза невольно наводили на мысль: уж не шепнула ли Сашеньке в розовое ушко её добрая феяна, чтобы она не волновалась: медаль ей гарантирована? Или это талантливое дитя верило в чудо?

Впрочем, всё описанное выше – не сенсация. Как говорится, «Бывали хуже времена, бывали и подлей». Видел своими глазами.

А трёх россиянок, занявших первое, второе и третье место, поздравляю от всего сердца – победителей не судят!

ПАРЫ ВЫХОДЯТ ИЗ БОЁВ ПЕРВЫМИ

Большие надежды ФФККР возлагались и на соревнования в парном катании. Ясновидящие социальных сетей предсказывали золотые медали Евгении Тарасовой с Владимиром Морозовым. Фактические результаты оказались более суровыми.

Несмотря на жёсткую конкуренцию соперников из Китая, первыми в короткой программе стали Александра Бойкова с Дмитрием Козловским, за ними китайцы Веньдзинь Суи с Кон Хань, Анастасия Мишина с Александром Галлямовым. Евгения Тарасова с Владимиром Морозовым стали четвёртыми, китайцы Чен Пен и Ян Йин пятыми, канадцы Кирстен Мур-Тауэр и Майкл Маринаро шестыми.

Произвольные программы поначалу оценивались примерно в той же последовательности и не шибко умный телекомментатор Евроспорта уже в микрофон объявил чемпионами мира Александру Бойкову с Дмитрием Козловским, но, выступая последними, фигуристы, видимо, перенервничали и допустили две «дорогих» ошибки, за что судьи поставили их на четвёртое место, позади Тарасовой с Морозовым, и лишь запас баллов короткой программы сделал их бронзовыми призёрами. Чем серьёзно огорчили знаменитых, именитых «Рыжиков». Позволю себе высказать своё уважение Артуру Минчуку – он вырастает в достойного преемника и Тамары, и Игоря Москвиных.

Прокат Анастасии Мишиной с Александром Галлямовым можно было бы описать словами Манилова из «Мёртвых душ» Н.В. Гоголя: «майский день, именины сердца» Первенцы чемпионатов мира, они показали высокий уровень подготовки. Александр проводит выброс партнёрши чуть ли не через весь каток, но Настя не падает, а безукоризненно приземляется, и они встречаются вновь. Прокат заканчивается, и после долгих минут ожидания, пару Мишина/Галлямов объявляют чемпионами мира (хотя частично за счёт промахов китайцев). Очередной триумф ленинградской школы.

Попробую объяснить скатывание недавно победоносной пары Тарасова/Морозов. Когда их тренера, Нину Михайловну Мозер, пригласили на работу в Сочи, с парой она оставила своего лучшего ученика, уже опытного тренера Владислава Жовнирского. Но тут вылез Максим Траньков и, пользуясь положением мужа олимпийской чемпионки Татьяны Волосожар, вытребовал пару себе. Приёма против такого лома у Жовнирского не было. Не обладая ни малейшим опытом тренера, Траньков начал вытворять с парой такие штучки, что снискал к себе всеобщее неуважение. Но не сдался и перевёлся с парой из Москвы в Новогорск, где тренировал Евгению и Владимира при закрытых дверях. От перемены места нахождения катание пары скорее ухудшилось, чем улучшилось, и Мозер добилась перевода ребят в США, в группу Марины Зуевой. Траньков поехал тоже как тренер – хотя, как мне писали с того катка, его использовали более по хозяйственной части. Прекрасный тренер и хореограф танцевальных пар, Зуева дала Тарасовой с Морозовым всё, что могла, но для подъёма на верхнюю ступень пьедестала этого не хватило. В конце концов, фигуристы вернулись в Москву, к Транькову и Жовнирскому, а недавно на свой каток вернулась и Нина Михайловна Мозер. К сожалению для спортсменов, вернуть их в топ-форму она уже не успела. Тем не менее, Евгения и Владимир выглядели на льду очень солидно.

Среди пар, не докативших до пьедестала, мне понравились австрийцы Мириам Циглер с Северином Кифером и немцы Анника Хоке с Робертом Кункелем. От их основного тренера, Кнута Шуберта, с которым я знаком с 1983 года, знаю, что тренироваться в Берлине они могли далеко не часто, да и в Оберстдорфе из-за большой очереди льда им доставалось мало. И хотел бы отметить выступавшую за Венгрию пару Юлия Щетинина – Марк Мадьяр. Юлия очень хороша собой.

Возвращаясь к высокому классу китайского парного катания, напоминаю, что создавал его советский тренер из города Свердловск, великий Игорь Борисович Ксенофонтов, скончавшийся 13 июня 1999 года в поезде, когда вёз учеников и учениц на сборы в Болгарию.

 

ШКОЛА МУЖЕСТВА

В мужском одиночном катании Лев и львёнок из Санкт-Петербурга храбро боролись с китайскими тиграми, японскими медведями, крокодилами Северной Америки и другими хищниками. Результаты короткой программы: Михаил Коляда занял четвёртое место, Евгений Семененко – десятое, из тридцати трёх возможных. Есть ещё сухой порох в пороховницах недавнего юбиляра Алексея Николаевича Мишина!

К утру субботы конкуренты санкт-петербургских бойцов наточили коньки и зубы. Началась, говоря шершавым языком плаката, грызня за медали.

Интересные прокаты показали эстонец Александр Селевко, итальянец Маттео Риццо, француз Кевин Аймоз, американец Джейсон Браун… Евгений Семененко боролся с таким мастерством и достоинством, что его уже можно считать не львёнком, а молодым львом. Что, в итоге, вывело его на восьмое место (после десятого в короткой). Мощно и, казалось, уверенно начал прокат Михаил Коляда, но в середине программы о чём-то задумался, уставил свой взор в лёд – и, как и следовало ожидать, начал ошибаться. Не думаю, что у него вообще был шанс докатиться до медали, но и четвёртое место он проиграл японцу Сёме Уно. Тем не менее, сложение занятых им и Семененко мест даёт возможность ФФККР послать на чемпионат мира 2022 года трёх фигуристов этого разряда.

За места в первой, наградной, тройке, боролись два японца и один американец, Нэтан Чен. Ученик Рафаэла Арутюняна – московского тренера, выдавленного из страны его завистниками – в третий раз стал чемпионом мира. На «серебро» прокатался Юма Кагияма, а знаменитому Юдзуру Ханю, за допущенные помарки, пришлось довольствоваться бронзовой медалью.

ПЕРВЫЙ БАЛ В СТОЛИЦЕ ШВЕДСКОГО КОРОЛЕВСТВА

Пополудни в пятницу в Стокгольме, во дворце Эрикссон Глоуб, состоялся первый бал – Королевский замок был закрыт из-за карантина.

Российским танцорам было очень на руку отсутствие бесполых французских андроидов Габриэлы Пападакис и Гийома Сизерона, отточенная до совершенства техника которых вынуждала судей годами ставить дуэту самые высокие оценки.

Команду FSR представляли три дуэта: Виктория Синицина с Никитой Кацалаповым, Александра Степанова с Андреем Букиным и Тиффани Загорски с Джонатаном Геррейро. В состязаниях по исполнению ритмического они заняли соответственно первой, пятое и десятое места.

Я бы позволил себе охарактеризовать их так: Синицина и Кацалапов —  ведомая и ведущий; Степанова и Букин – два равноправных танцора;

Загорски и Геррейро — раскованный танцевальный дуэт без комплексов.

Главными соперниками двух первых пар были Мэдисон Хаббел/Захари Донохью (США), Пайпер Гиллес/Поль Пуарье (Канада) и ветераны Мэдисон Чок/Ивэн Бэйтс (США). Один из тренеров канадской пары – бывший очень хороший танцор Юрис Разгуляевс, успешно выступавший с Алики Стергиаду за Латвию и Узбекистан. По темпераменту, да и по внешнему виду Алики очень напоминала Наталью Бестемьянову, и я считаю, что стать призёрами чемпионатов Европы или мира им не дали только флаги тех «безмедальных» стран, которые они представляли.

Пару Чок-Бэйтс составил и довёл до мирового уровня союз тренера Игоря Шпильбанда и хореографа Марины Зуевой.

Девять лет назад в танцах на льду произошло событие, оказавшее, на мой взгляд, крайне негативные последствия на развитие этого разряда. Я имею в виду распад блестящего тренерско-хореографического тандема Игорь Шпильбанд+Марина Зуева. Вместе они были Помазанниками Бога Танцев на льду. Один подавал идею, другая эту идею реализовывала на высшем уровне. Разъехавшись в разные стороны, оба какое-то время удерживались на плаву за счёт старых заслуг, но река оказалась Летой, в которую они начали погружаться. Марина, как хореограф более широкого профиля, востребована и до сего дня, успешные танцоры Игоря теперь танцуют у других тренеров, а сам он появляется на мировых чемпионатах намного реже.

Открыли произвольную программу танцоры Александра Назарова и Максим Никитин, воспитанники известной далеко за пределами Украины харьковской школы. Катали они откровенно скучную композицию, поэтому я заглянул в их творческую анкету. Удивился, заметив рядом с именем опытнейшего украинского танцевального тренера, Галины Чуриловой, имена Александра Жулина и уж никоим случаем не тренера Петра Дурнева. Очень непонятный и невыгодный для танцоров выбор Чуриловой, поставивший Назарову с Никитиным на предпоследнее место.

Красиво, сложно, но скучновато откатали свой произвольный танец красавица Александра Степанова и симпатичный Иван Букин. Мне, да и не мне одному, не хватает в их танцах жизни – если хотите, соли, перца и других острых приправ. Какие-то Саша и Ваня диетические, как давно живущие вместе счастливые супруги…  Видимо, поэтому танцы соперников были оценены выше. Наконец-то бронзовыми призёрами чемпионата мира стали канадцы – Юрис Разгуляевс долго ждал этой минуты. Убедительно красиво и сложно откатались американцы Мэдисон Хаббел и Захари Донохью, но Никита Кацалапов и Виктория Синицина сумели показать судьям ещё более высокий класс и стали чемпионами мира. А ведь эту пару многим очень хотелось списать!

В итоге, российская сборная, согласившаяся выступать под флагом Федерации фигурного катания на коньках, увезла из шведской столицы три золотых, одну серебряную и две бронзовых медали. Был ли смысл ехать на чемпионат при заведомом унижении и возможным заражением? Для правителей России – был. Чем они храбрее американских демократов, вставших на колени перед золотым гробом убитого по неосторожности белым полицейским сопротивляющегося негра – преступника и наркомана?

В I веке н.э. римский император Веспасиан сказал сыну: «Pecunia non olet“ — Деньги не пахнут (речь шла о налоге на отхожие места).  В XIX веке его слова подтвердил в «Капитале» Карл Маркс: «Деньги non olet, каково бы ни было их происхождение». Видимо, униженные, но не оскорбившиеся руководящие спортивные головы России в юности изучали марксизм, поэтому заменили «деньги» «медалями» (lat. numisma)Numisma non olet! Медали не пахнут!

ЕВРОСПОРТ или ПЕРВЫЙ КАНАЛ?

Соревнования я в этот раз смотрел и слушал по телеканалам «Евроспорт 1» и «Евроспорт 2». На Первом Российском по-прежнему рычал голодным дворрровым псом Александррр Гррришин, а его со-комментатор, Алексей Ягудин, в каждой второй фразе ссылался на великомудрость своей приёмной матери, Татьяны Анатольевны Тарасовой.

Ягудин пока ещё обаятелен, но косноязычен, нагловат и слабо образован. Тренер из него не получился из-за отсутствия желания, поэтому Алексей не может (и не хочет) вылезти из-под Тарасовой, которая числит его своим сыном и проталкивает на все телеканалы в жюри даже таких конкурсов, в сути которых тот не понимает ни уха, ни рыла. Да даже в качестве ведущего «Ледникового периода» Ягудин был ярок только рядом с Ириной Слуцкой, а в дуэте с Алиной Загитовой оба выглядели как куклы из театра Карабаса-Барабаса, выдающие заученный текст. Разумеется, Тарасова делает доброе дело, ведь любимому ученику нужно содержать семью на высшем уровне Олимпийских чемпионов, но иногда мне кажется: Ягудин и женился-то на Тотьмяниной только потому, что её тоже зовут Татьяной. Чтобы имена не перепутать.

Комментатор «Евроспорта 1», Андрей Журанков, профессиональнее Гришина, не впадает в истерику, отлично влияющую за зрелых и перезрелых зрительниц, и был бы, возможно, лучшим, если бы меньше строил из себя крупнейшего специалиста в области фигурного катания и оценки оного, плюс до начала репортажа проверял произношение имён и фамилий иностранных спортсменов. Много лет назад мы на каждом чемпионате ходили сначала с Георгием Саркисянцем, потом с Сергеем Ческидовым к тренерам и спортсменам, просили их чётко назвать свои имена и фамилии и записывали услышанное. Благодаря этому телекомментаторы произносили, а я писал имена в статьях правильно. A propos: когда в пятницу вечером Журанков решил перечислить лучших советских и российских телекомментаторов фигурного катания, он рядом с Сергеем Кононыхиным и Сергеем Ческидовым назвал мелкую сошку Василия Соловьёва, но почему-то забыл упомянуть несравненно более знаменитого Георгия Саркисянца. Позднее, когда в паре с Гришиным работал высокопрофессиональный Николай Попов, он всегда подходил ко мне в пресс-центре, мы сверяли произношения и делали соответствующие записи – я тоже продолжал выяснять правильное произношение у носителей.

Ритмические танцы я смотрел по «Евроспорт 2». К работе абсолютного профессионала Александра Бойчука нет ни малейших претензий, но мешали со-комментарии Максима Ставиского. Точно и профессионально описывая происходящее на льду, Макс до сих пор не сумел избавить свой язык от вульгаризмов, которыми тот был напичкан ещё в активные годы пары Денкова/Ставиский. Правда, в субботу, на «Евроспорте 1», у Журанкова, Ставиский был чуть-чуть воздержаннее. Возможно, почистил зубы и прополоскал рот.

 © World copyright by Arthur Werner. All rights reserved. No part of this publication may be reproduced, stored in a retrieval system, or transmitted in any form or by any means, electronic, mechanical, printing, recording, or otherwise, without the prior permission of the author.

ОБРАЩЕНИЕ К ЧИТАТЕЛЯМ — ИНОСТРАНЦАМ:

Please do NOT try to translate my articles through electronic translators – it will be a really bad text. My style is too sophisticated for Google’s.

 

 

 

 

 

 

Задать вопрос